На финише пробега Лиссабон—Владивосток (см. АР №2, 2005) я и не предполагал, что спустя два года снова отправлюсь в трансконтинентальный пробег и опять за рулем Audi. Правда, на сей раз основную часть каравана составляли не Audi Allroad, а дизельные Audi Q7, в том числе и с новыми моторами 4.2 TDI. Но главное, что этот пробег — не по «домашней» Евразии, а с востока на запад Австралии. От края до края — 7500 км, а чтобы добраться до старта — еще сутки в воздухе. Но старта из Сиднея — географического начала трансконтинентального пробега — не случилось: как раз в этот день, 2 сентября, в городе начинался саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (APEC), на который съехалась деловая элита со всего мира во главе с президентами. Владимир Путин, Джордж Буш, глава КНР Ху Дзиньтао — все в Австралию! Полиция перекрывала улицы трехметровыми сетками, эвакуируя припаркованные на пути следования кортежей автомобили. Над концертным комплексом Opera, местом встречи президентов, кружили вертолеты, в заливе — полицейские катера и гидроциклы. Главный враг полиции — антиглобалисты, которые устра*ивали демонстрации до первой крови. Еще неизвестно, чем бы закончился наш пробег, стартуй мы в этот день в Сиднее — ведь Audi производят во многих странах и продают по всему миру: факт глобализации налицо, причем материализованный в практически беззащитном автомобиле. Поэтому от греха подальше первую тысячу километров от Сиднея до маленького городка Брокен Хилл организаторы пробега проехали за рулем сами, а уж там, в Брокен Хилл, и состоялся фактический старт пробега. Игуана уверена, что спряталась… После шумного Сиднея этот разлинованный в крупную клетку улицами одноэтажный городишко казался беспробудно спящим. Пешеходов на улицах можно было сосчитать по пальцам, а машин еще меньше. Так что если бы мы по привычке двинули по правой полосе (а в Австралии, бывшей английской колонии, движение левостороннее), то вряд ли бы кому-нибудь помешали. Название городка (в переводе с английского — «разрушенный холм») свидетельствует о его шахтерском прошлом. Вокруг действительно много таких холмов: здесь и сегодня добывают свинец, цинк и даже серебро. У города, которому всего-то двести лет, истории, по нашим меркам, никакой, а потому при отсутствии других достопримечательностей местные жители зазывают туристов в старую шахту. Да вы приезжайте к нам в Кузбасс — таких музеев там на каждом шагу! А крупнейшим событием новейшей истории города стали съемки фильма «Безумный Макс» — в баре Silvertonе все стены увешаны фотографиями рабочих моментов, и перед входом стоит тот самый автомобиль, на котором разъезжал Безумный Макс. Центр Сиднея: причал, от которого отходят рейсовые и прогулочные катера, а на заднем плане — концертный комплекс Ореrа В конце семидесятых недалеко от этого отеля снимали знаменитый фильм «Безумный Макс». Теперь перед входом припаркован реквизит — автомобиль, на котором герой Мела Гибсона разъезжал по пустыне «Кенгурятники» в Австралии устанавливают и на обычные седаны Сидней готов к саммиту — народ и президентские кортежи разделены трехметровым забором А на чем поедем мы? В нашей колонне всего четырнадцать автомобилей, и все — с дизельными двигателями. Два Audi Allroad 3.0 TDI, два Audi Q7 4.2 TDI, остальные — Audi Q7 с трехлитровыми моторами. Задние сиденья во всех машинах сложены — помимо личных вещей мы везем по две запаски (в дополнение к штатному запасному колесу), 15 литров воды, спальные мешки и надувные маты. Жить-то нам предстоит в палатках! Мне не привыкать, точнее, я даже отвыкнуть не успел: палаточно-кочевую жизнь мы с Константином Сорокиным вели в Монголии во время ралли Transsyberia (см. АР №18, 2007). «Держись левее», — предупреждает знак перед «слепым» поворотом В поселке Тибубурра сейчас живет 150 человек, а в конце XVIII века он был центром золотой лихорадки — в год сюда приезжало до тысячи золотоискателей Кстати, Австралия в центральной части напоминает Монголию: та же мертвая каменистая почва, такие же пересохшие русла рек — из десятка речушек, которые мы пересекли в первый день, вода была лишь в одной. А где крокодилы, кенгуру и страусы? — Крокодилов здесь нет, они обитают в северной части континента, — одновременно разочаровывают и успокаивают нас организаторы пробега. — А кенгуру и страусов полно. Для вас особо опасны кенгуру — в любой момент могут выскочить на дорогу. На дне высохшего озера можно проводить динамометрические замеры Так и есть. Едва отъехали от города — и на дороге стали попадаться раздавленные серые тушки. Много тушек. Но живых кенгуру в этот день я так и не увидел. А страусы дорогу перебегали, причем однажды перед головной машиной нарисовалась семья: родители справа от дороги, дети-страусята — слева. Почуяв опасность, чада рванули к родителям. Ничего, обошлось. На ужин, кстати, у нас была не страусятина и не кенгурятина, а говядина. Этот забор длиной 5614 км защищает пастбища Центральной Австралии от набегов динго Палаточный лагерь разбит в живописном по местным меркам месте — на берегу мутного водоема Раньше австралийскую пустыню пересекали на верблюдах. Сегодня — на навьюченных внедорожниках Еще через сто километров я заметил на дороге какую-то корягу и решил пропустить ее между колес. И лишь подъехав вплотную, понял, что на пути оказалась игуана: полуметровая ящерица как ни в чем не бывало грелась на асфальте и, скользнув на обочину, даже позволила провести фотосессию. В Центральной Австралии движение очень спокойное. Встречные машины попадаются раз в десять минут, полиции мы не видели вовсе и потому спокойно двигались со скоростью, которая, по нашему мнению, была адекватной дорожным условиям. На асфальте трехлитровый Audi Q7 TDI легко разгонялся до 200 км/ч, а с мотором объемом 4,2 литра столь же легко набирал 220 км/ч. Однако асфальт здесь не везде: сплошная линия на карте то и дело переходит в прерывистую, асфальт сменяется на грунт. Но по широкому ровному грейдеру можно мчать не медленнее, чем по асфальту. Во всяком случае, на Audi Q7: подвеска прекрасно справляется с мелкими неровностями, хотя и допускает небольшую раскачку на пологих волнах. А если на спидометре 120—140 км/ч, то напряжения вообще никакого. Главное — не забывать про левостороннее движение. Кстати, в опасных местах — на «слепых» перегибах и в поворотах — стоят знаки «Кeep left», «держись левой стороны». Судя по искореженным дискам, название Hard Road Cafe не случайно: это действительно кафе тяжелой дороги Говорят, крокодилов здесь нет, но от купания я все же воздержался С одной запаской по такой дороге далеко не уедешь — в каждой машине их было три! Преодолев 340 км трассы Silver City Highway, мы прибыли в городок Тибубурру. Вошли с юга — так же, как 162 года назад это сделали участники экспедиции Чарлза Стюарта, — и так же разбили свой лагерь. Но Стюарт искал в Австралии внутреннее море, причем был настолько уверен в его существовании, что волок с собой лодки! Моря он так и не нашел, но проложил путь по нехоженным доселе местам. Телефоны-автоматы на солнечных батареях Дизтопливо в центральной Австралии на пару центов дороже бензина — понятно, что дизельные автомобили здесь не так популярны, как в Европе ($1 США = 1,14 австралийского доллара) Вскоре в этих краях началась золотая лихорадка — в 1881 году в Тибубурру приехало около тысячи золотоискателей. Причем реальных оснований полагать, что здесь много золота, у них было не больше, чем у Стюарта — доказательств наличия внутреннего моря. Золотых россыпей здесь не оказалось. Кто-то уехал, а кто-то остался. Сегодня Тибубурра — это 150 жителей, два маленьких отеля и бар Петрович. Но карикатурист и ресторатор Анд*рей Бильжо до Австралии еще не дошел: это не его Петрович, а другой, с ударением на первый слог, причем хозяин, словак Петрович, сам стоит за стойкой бара. Понятно, что здесь можно выпить и закусить, но главное — поговорить, например, об истории этих мест. По фотографиям на стенах понятно, что засуха здесь не круглый год — вот и в минувшем феврале проливные дожди наполнили реки: те низинки, что мы проезжали, лишь слегка сбрасывая скорость, превращались в метровые броды. На фотографиях по ним «плывут» полноприводные Тойоты и Ниссаны. Теперь понятно, почему большинство машин, которые мы встречали на трассе, оборудованы шноркелями — вынесенными на крышу воздухозаборниками. По мелкому песку в дюнах Audi Q7 едет как по снегу. И завязнуть может так же Переночевали в палатках и взяли курс на Камерон Корнер — точку, где сходятся границы трех штатов: Южной Австралии, Квинсленда и Нового Южного Уэльса. Любопытно, что при переезде из одного штата в другой стрелки часов нужно переводить на полчаса! Да-да, Австралия — одно из немногих мест на Земле, где помимо часовых есть и получасовые пояса (подобное можно встретить в Афганистане, Индии, Шри-Ланке, а с этого года и в Венесуэле). А еще здесь построен самый длинный в мире забор — 5614 км. Возведенный в восьмидесятые годы XIX века, он препятствовал распространению популяции кроликов, которых неосмотрительно завезли сюда европейцы в середине того же века. Кроликам так понравилось здесь размножаться, что они стали представлять серьезную угрозу и без того бедной местной растительности. Со зверьками справились, но заборчик сносить не стали — он защищает домашний скот от набегов динго с юга. Поэтому, подъезжая к забору, нужно остановиться, открыть ворота, а затем обязательно их закрыть — к этому призывает табличка на заборе. А за воротами — бар, монумент еще одному исследователю Австралии Джону Камерону, именем которого и назван этот уголок. На высохшем озере наша колонна перестроилась в шеренгу Нам еще предстояло проехать дальше на запад, по пустынной дороге до самого Стрелецкого тракта. К стрельцам этот тракт прямого отношения не имеет, а назван был так в честь одного из исследователей Австралии, поляка по фамилии Стрелецкий, точнее, Стрежецкий. Тракт — это широченная грунтовая дорога, на которой мы впервые встретили грузовик с табличкой «Train». Будь с нами Федор Лапшин — наш «грузовой» корреспондент — он наверняка попытался бы остановить его и завязать беседу. Помнится, после своей поездки в Австралию Лапшин рассказывал, что обогнать такой грузовик нереально (см. АР №4, 2005). Так и есть: огромный капотник Mack с тремя полуприцепами-цистернами (на этой «колбасе» я насчитал 62 колеса!) пылит со скоростью 80 км/ч. А клубы пыли такие, что если нет бокового ветра, то лучше и не приближаться. К счастью, ветер дул сильный, и, обойдя грузовик, мы помчались дальше. Вот это — настоящий автопоезд: три прицепа-цистерны! Мелкий красный песок коварен: без лопаты здесь делать нечего Такие рептилии водятся на севере Австралии и в Сиднейском зоопарке Живые коалы — как мягкие игрушки, такие же плюшевые А вот и лагерь. Палатки теперь стоят не в голой степи, а на берегу речки Купер. Настоящей, не высохшей. После пыльной дороги очень хотелось искупаться. Но, когда я подошел к берегу, энтузиазм пропал: мутная вода, илистые берега с кустарником. Местные уверяют, что крокодилов здесь нет, но… А вдруг какой-нибудь заплыл? Кстати, накануне я вычитал в памятке, которой нас снабдили организаторы, что из 25 видов самых ядовитых на Земле змей в Австралии обитает 21… Утром я проснулся от громких криков попугаев — желтые, красные, они порхают по ветвям что наши воробьи. Впереди — самый длинный и, как утверждали организаторы, самый сложный участок нашего путешествия — 417 км по каменистой пустыне до города Бердсвилл. Вот где мы добрым словом помянули людей, укомплектовавших машины тремя запасками! Некоторые, наехав на острые камни, пробивали сразу по две шины! Грунтовые дороги широкие и ровные: 200 км/ч — легко! Бар в городке Бердсвилл назывется Hard Road Cafe — «Кафе тяжелой дороги». Это точно, дороги здесь тяжелые: городок стоит на границе двух пустынь — каменистой и песчаной. Преодолев первую, мы не прочь были пересечь и песчаную, простирающуюся на северо-восток. — Шестьсот километров по дюнам? Нет, это невозможно, — убеждает координатор пробега Фил, который больше десяти раз пересекал пустыню Симпсона. — Машины не те, да и водители тоже: у многих нет опыта… Такие прицепы-трансформеры популярны у местных путешественников Летом столбик термометра зашкаливает за 40 градусов, а потому в местном баре всегда есть спрос на лед — по 6 долларов за 6 кг В глубинке маленьким самолетам аэродромы ни к чему — в качестве взлетно-посадочной полосы используется ровный участок грунтовой дороги АЗС украшает 14-цилиндровый авиационный двигатель Hercules VI (1675 л.с.) от разбившегося во время Второй мировой войны двухмоторного истребителя Beaufighter Фил, конечно, прав. Мелкий, буквально струящийся под колесами песок не дает разогнаться. А высота дюн — до тридцати метров! Подняться можно только с разгона. Остановился — бери лопату. Даже несмотря на то, что давление в шинах мы сбросили до 1,5 бар. Но и на полуспущенных колесах Audi Q7 едет по песку плохо: мешает система стабилизации, а полностью отключить ее нельзя. Если электроника чувствует, что автомобиль «плывет», ESP выборочно подтормаживает колеса и, главное, не дает двигателю развивать обороты — автомобиль теряет ход и останавливается. В баре — развернутая экспозиция шляп местных жителей В Австралии обитает 55 видов кенгуру, причем девять из них занесены в Красную книгу Немного покатавшись по «красным дюнам» (на рассвете они действительно красные!), мы передали автомобили следующей группе журналистов, которая пройдет второй этап трансконтинентального маршрута (всего этапов четыре) в обход пустыни. Жаль. Хотелось бы поехать дальше: посетить Алис-Спрингс, посмотреть, как живут там потомки аборигенов, увидеть-таки диких кенгуру и, наконец, финишировать в городке Брум на берегу Индийского океана. А так… Из 7500 км пробега мы прошли лишь 1150. Мало, но все равно здорово. Будет шанс — не упустите! Окраина пустыни Симпсона — это огромные дюны высотой до 30 метров и ровные, как стол, долины между ними Дизельный V8 Представленный в Австралии Audi Q7 4,2 TDI уже продается в России. Автомобиль почти на треть мощнее трехлитровой дизельной версии (326 л.с. против 233 л.с.) и на 24500 евро дороже. В базовой комплектации он стоит 89811 евро, то есть ровно столько же, сколько и бензиновый Audi Q7 4.2 FSI. Однако на австралийских дорогах обещанной разницы в динамике разгона я не ощутил. Не верю, что Audi Q7 4,2 TDI разгоняется до «сотни» за 6,4 секунды. Возможно, причина «субъективной недооценки» в том, что с этим двигателем агрегатируется «медленная» шестиступенчатая коробка-автомат. В штатных режимах все отлично — в пределах одной передачи огромный крутящий момент (760 Нм) обеспечивает напористый разгон даже на «тяжелом» песчаном грунте. Но как только нужно перейти на одну-две ступени вниз, ощутимы запаздывания. Да и вверх коробка переключается не быстро. То есть даже с таким мощным мотором Audi Q7 в первую очередь комфортный автомобиль, а уже во вторую или даже в третью — динамично-спортивный. Комфортный во всех проявлениях: подвеска, как пружинная, так и пневматическая, обеспечивает великолепную плавность хода даже на грунтовых дорогах, на руле и селекторе коробки передач никаких дизельных вибраций. И главное, в салоне тихо — сразу и не поймешь, дизельная это версия или бензиновая. Снаружи дизельный рокот ощутим, а в салоне его нет. Чувствуется, что огромное внимание при создании дизельных версий Audi Q7 было уделено шумоизоляции моторного отсека. Косвенное тому подтверждение я получил, когда оторвал пластиковую защиту — перебрал со скоростью на дюнах. Так вот, эта защита со стороны двигателя обклеена толстым слоем шумоизоляции. Если же говорить об основном преимуществе дизельного двигателя над бензиновым — экономичности, то здесь стоит привести цифры суточного расхода топлива при быстрой или, скорее, очень быстрой езде по дорогам Австралии: трехлитровый Audi Q7 уложился в 13 л/100 км, а вот на версии 4,2 TDI компьютер показал 17,8 л/100 км. Немало. Впрочем, при такой же езде на бензиновом Audi Q7 расход наверняка вышел бы за рамки 20 л/100 км. Как бы то ни было, статистика продаж пока говорит в пользу бензиновых версий — из 1639 Audi Q7, проданных в России в первой половине этого года, лишь 325 имели дизельные моторы. Источник - Autoreview