i Как правильно заряжать аккумулятор — полезные советы «За рулем»

Тема в разделе "Статьи и обзоры", создана пользователем AudiNews, 8 мар 2019.

  1. AudiNews

    AudiNews Audi-Club Info

    2 мар 2011
    4.693
    А4
    #1 AudiNews, 8 мар 2019
    Последнее редактирование модератором: 11 мар 2019
    Пора заряжать или пока не стоит? Можно ли делать это на морозе? Снимать батарею с автомобиля или нет? Как заряжать при нечастых поездках? На эти и другие вопросы автовладельцев отвечают эксперты.

    [​IMG]

    Наполнять банку электричеством — выражение из словаря В. И. Даля: так он пояснил значение слова «заряжать». К современным автомобильным батареям из шести банок оно подходит идеально. Правда, банки на поверку оказываются разными — как по конструкции, так и по состоянию. Как же заполнять их электричеством?

    Все АКБ условно можно разбить на малообслуживаемые, необслуживаемые и полностью необслуживаемые. Самые древние из них — малообслуживаемые, с решетками из свинцово‑сурьмянистого сплава, самые крутые — полностью необслуживаемые, с решетками из максимально чистого свинца. Надо отметить, что под «необслуживаемостью» понимаются увеличенные интервалы доливки воды или полное отсутствие этой процедуры в течение всего срока службы. Но любая необслуживаемая батарея требует периодического контроля наравне с другими компонентами автомобиля. Вопреки распространенному заблуждению, особой разницы в зарядке батарей этих трех типов нет.


    Надо заряжать или не надо?

    Существует простой объективный способ оценить состояние батареи. Нужно измерить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора, при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять 12,6–12,7 В. Важно, чтобы между остановкой двигателя и замером напряжения прошло несколько часов (в идеале — не менее десяти), иначе показания могут оказаться завышенными.

    В малообслуживаемых и необслуживаемых батареях с пробками или блоком пробок в крышке можно проверить еще и плотность электролита — понадобится ареометр (он же денсиметр). Это позволит оценить заряженность батареи «побаночно». Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть 1,27 г/см³. Это значение идеально с точки зрения эффективности работы активных материалов и внутреннего сопротивления аккумулятора. Плотность меньше 1,25 г/см³ используют в жарких странах, где характеристики коротких разрядов не так важны. Кстати, при такой плотности снижается скорость коррозии, что продлевает срок службы. Плотность выше 1,29–1,30 г/см³ используют на Крайнем Севере, где недозаряженная батарея подвергается опасности замерзнуть.


    Возможен ли заряд на морозе?

    Чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже батарея принимает заряд. Нормальный температурный диапазон для заряда — 0…+ 25 °C. Поэтому зимой вероятность, что аккумуляторы успеют восстановиться за время поездки, зависит от скорости прогрева электролита. А на нее сильно влияет расположение батареи на автомобиле — под капотом, в багажнике или вообще снаружи. С этой точки зрения в наихудшем положении оказываются развозные грузовички с наружным расположением АКБ.


    Как заряжать при нечастых поездках?

    Многие автомобили чаще стоят на приколе, чем ездят. Их владельцы нередко применяют так называемые подзарядки — зарядные устройства, постоянно подпитывающие аккумуляторы малыми токами для поддержания 100‑процентной заряженности. Такой режим нельзя назвать полезным: он увеличивает скорость коррозии решеток пластин и сокращает срок службы батареи. Поэтому, если машина находится без движения более трех недель, лучше подзарядить батарею привычным способом — от зарядного устройства или от генератора после пуска мотора. А перед очередной постановкой «на хранение» батарею следует полностью зарядить, иначе высока вероятность столкнуться с глубоким разрядом, отказом автомобиля нормально пускаться и необходимостью покупать новую батарею.


    Зарядное устройство или генератор — что лучше заряжает?

    При нормальных условиях эксплуатации зарядное устройство не нужно. Батарея должна заряжаться от генератора. И заряд при постоянном напряжении исправного автомобиля — самый правильный и полезный для АКБ.

    Задача стационарного зарядного устройства — восстановить батарею пусть не полностью, но достаточно для того, чтобы генератор уже дозарядил на 100%. При заряде постоянным током во избежание перезаряда и «выкипания», то есть расхода воды из электролита, стационарное зарядное устройство прерывает работу на уровне 14,4 В, переходя в режим подзаряда минимальным током при хранении. Это обычно не позволяет зарядить батарею полностью. А генератор заряжает ее в режиме постоянного напряжения.

    [​IMG]

    В зависимости от настроек системы электроснабжения автомобиля диапазон регулирования напряжения составляет 13,8–14,5 В. Ток заряда определяется внутренним сопротивлением батареи, которое характеризует ее состояние в данный момент, и снижается по мере приближения значения напряжения на клеммах батареи к напряжению генератора. То есть стационарное зарядное устройство выдает конкретный ток в соответствии со своим алгоритмом, а от генератора батарея забирает ток, который ей нужен. Вот почему зарядное устройство не может зарядить так же, как генератор.


    Какой должен быть режим заряда?

    При напряжении разомкнутой цепи менее 12,3 В батарея имеет право покапризничать при пуске мотора, особенно зимой. И если она пребывает в таком состоянии уже долго, то полностью восстановить ее сможет заряд при постоянном напряжении, но малым током — около 1 А. После того как батарея сможет принимать бóльшие значения, ток увеличится. В любом случае такую «реанимацию» желательно проводить в специализированном сервисе. Не запускайте ситуацию и контролируйте заряженность батареи, особенно перед длительным хранением — например, если улетаете в отпуск.
    Когда НРЦ падает ниже 10,5 В, это уже сверхглубокий разряд. Если батарею посадили за короткое время, ее можно быстро зарядить большим током 10–20 А (10% от значения номинальной емкости) от стационарного устройства в течение нескольких часов. Если же батарея испытывала хронический недозаряд и помирала медленно, заряд необходимо начинать минимальным током при постоянном напряжении. Для этого придется обратиться в специализированный сервис.


    Снимать ли батарею с автомобиля для заряда?

    Нет, это перестраховка. Хотя теоретически газовыделение действительно может стать причиной взрыва батареи. Правила поведения очень простые: не курить рядом с батареей во время заряда и не закорачивать клеммы.


    Можно «прикуривать» от другой машины?


    Мнения на этот счет часто расходятся, но споры идут лишь о сохранности электрооборудования автомобиля и соответствии его инструкции по эксплуатации. Неоспоримо одно: аккумулятор при этом точно не пострадает! По нашему мнению, «прикуривание» безопасно, если соблюдается нехитрая схема: положительные клеммы донора и акцептора соединяем между собой, а отрицательный вывод донора сажаем на кузов «прикуриваемого» автомобиля.

    Редакция благодарит эксперта Национальной ассоциации производителей источников тока Дмитрия Тищенко за помощь в подготовке материала.

    zr.ru
     

    Вложения:

    avtotranskont.ru и advert нравится это.
  2. quattrosens

    quattrosens Старожил

    21 сен 2010
    15.884
    Франция
    Audi A6C5 2.5tdi/ A7 3.0 bitdi
    #2 quattrosens, 11 мар 2019
    Последнее редактирование: 11 мар 2019
    Столько слов, а главных по сути вопроса не наблюдается::facepalm2:
    - для АКБ, не AGM ! при напряжениях менее 11,5в начинается СУЛЬФАТАЦИЯ пластин и резкое падение ёмкости

    - При сильных разрядах "прикуривать" батарею от другой машины - опасно, может покоробить пластины !

    - Зарядить сильно разряженные свинцовые АКБ (<7в) можно без проблем, долгим (>24ч) зарядом поставив в цепи ОБЫЧНОГО зарядного устройства ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО бареттер (обычную лампу 12в 5вт)

    - Заряжать AGM АКБ простым зарядным устройсвом НЕЛЬЗЯ только специальным !
     
  3. krasnov

    krasnov Новичок

    18 фев 2019
    4
    Беларусь
  4. JoeDoe

    JoeDoe Завсегдатай

    12 авг 2015
    587
    А4 B6 1.8T (BFB)
    Точно последовательно, а не параллельно? Если параллельно, лампочка просто сожрёт часть зарядного тока, уменьшив тем самым ток заряда АКБ. А вот если последовательно, то для АКБ либо ничего не поменяется, либо такая нагрузка догонит напряжение до ограничения, выставленного в зарядном устройстве, и тогда точно не известно, что будет делать ЗУ (зависит от алгоритма, реализованного в конкретном ЗУ).

    А что вы думаете о пульсирующей зарядке (вкл. / выкл. с периодом 1-2 секунды) постоянным током с подключенной параллельно лампочкой?
     
  5. benzin

    benzin Завсегдатай

    7 окт 2010
    981
    А6 С5 2,4 Кватруша
    Выходит, что установив на авто АГМ АКБ нужно менять таблетку (регулятор напряжения) на "только специальную"??? :spy:
     
  6. quattrosens

    quattrosens Старожил

    21 сен 2010
    15.884
    Франция
    Audi A6C5 2.5tdi/ A7 3.0 bitdi
    Точно последовательно , Бареттеры, Стабилизаторы тока, включаются всегда последовательно и ограничивают ток !
    В случае разряда сильно разряженного АКБ, ограничить ток нужно около 1А ! Не более !!!
     
  7. quattrosens

    quattrosens Старожил

    21 сен 2010
    15.884
    Франция
    Audi A6C5 2.5tdi/ A7 3.0 bitdi
    Нет, нужно различать заряд током или заряд напряжением !
    На авто заряд АКБ всегда напряжением 14,5в! Такой заряд не может перезарядить ни AКБ AGM ни обычную AKБ !
    Заряд от зарядного ВСЕГДА током ! В этом случае если ток вовремя не убрать/уменьшить 100% будет ПЕРЕЗАРЯД !!! Для AGM это смерть !
     
  8. MadPR

    MadPR Живу я здесь

    17 июн 2008
    2.487
    Audi
    А что за "специальные зарядные устройства для AGM"?
     
  9. quattrosens

    quattrosens Старожил

    21 сен 2010
    15.884
    Франция
    Audi A6C5 2.5tdi/ A7 3.0 bitdi
    MadPR нравится это.
  10. Canni

    Canni Новичок

    9 дек 2011
    24
    Беларусь
    А6С5 2,8 ACK 1997г
    По-моему, абсолютно безграмотная фраза.
     
    benzin и Motivator нравится это.
  11. Al-wagen

    Al-wagen Захожу поудивляться

    27 май 2013
    5.377
    Алтайский край
    Красненькая
    "малым током при постоянном напряжении..."
    В чем безграмотность?

    К примеру, имеется источник стабилизированного (постоянного) напряжения, пусть будет 12,8 Вольт. Присоединяем к нему купленную в магазине АКБ, ток заряда протекать будет, но он будет малым. По мере заряда АКБ, ток будет уменьшаться до нуля, но до конечной стадии уравнивания потенциалов/напряжений, он будет относительно невелик=мал.

    Теперь увеличим выходное напряжение источника питания до 16,2В, последовательно, в цепь с АКБ, включим бареттер 30 Ом/лампу накаливания 12В/5Вт, добьёмся более-менее стабильного МАЛОГО тока заряда при постоянном, прикладываемом к цепи, напряжении.
    Что не так?
     
  12. Canni

    Canni Новичок

    9 дек 2011
    24
    Беларусь
    А6С5 2,8 ACK 1997г
    Всё не так. Зарядка постоянным напряжением подразумевает, на протяжении всего процесса, неизменное напряжение на клеммах АКБ , а не на выходе зарядника. При подключённой последовательно лампе, напряжение на клеммах упадёт и будет медленно расти по мере зарядки. А это уже не прокатит.
     
  13. Al-wagen

    Al-wagen Захожу поудивляться

    27 май 2013
    5.377
    Алтайский край
    Красненькая
    Где это место, в котором подразумевается именно то, что указали вы?
    Кроме того, речь шла именно о безграмотном построении фразы, а это совсем не так.
     
  14. avtotranskont.ru

    avtotranskont.ru Новичок

    1 окт 2017
    7
    Москва
    [​IMG]

    Самые распространенные причины, приводящие к перезарядке аккумулятора, кроются в невнимательности при подключении его к источнику питания или в неисправности электрики транспортного средства.
     
  15. Canni

    Canni Новичок

    9 дек 2011
    24
    Беларусь
    А6С5 2,8 ACK 1997г
    Не понимаю о чём вы.
    В контексте данной статьи - эта фраза не имеет смысла. Невозможно заряжать АКБ способом "постоянным напряжением" и при этом "малым током".
     
    benzin и dmvoloshin нравится это.
  16. avtehel

    avtehel Живу я здесь

    12 мар 2010
    1.611
    А6 4F3.2FSI 2007
    Существуют электронные зарядные устройства с фиксированным зарядным током, моё например, где есть положения переключателя на 10А, 5А, 1А. Напряжение на клеммах аккумулятора конечно будет меняться, а ток нет. Кроме того есть режим для заряда AGM, где напряжение не превысит 14,6В в любом случае. Зачем изобретать велосипед?
     
    quattrosens нравится это.
  17. Al-wagen

    Al-wagen Захожу поудивляться

    27 май 2013
    5.377
    Алтайский край
    Красненькая
    Угу, постараюсь донести более доступно. Заряд АКБ обеспечивает ИСТОЧНИК, соответственно, даже КЭПу понятно, что свойство "постоянства напряжения" присуще ИСТОЧНИКУ. Нигде не сказано, в том самом контексте, о порядке значений или о величинах выходного сопротивления устройства, обеспечивающего заряд. Но раз есть устройство, заряд ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ, значит его потенциал - выше, чем у заряжаемого АКБ. И значения потенциалов/выходных сопротивлений/токов могут быть "большими", а могут - "малыми".
    Кроме того, источники могут быть со стабилизацией ТОКА, НАПРЯЖЕНИЯ или нестабилизированные. Источник напряжения будет стараться поддерживать в цепи постоянство напряжения, и если у него будет относительно большое внутреннее соспротивление, ток в цепи будет МАЛЫМ.
    Противоречий с описанным в статье - нет. Но сама статья - весьма по верхам...
     
  18. Canni

    Canni Новичок

    9 дек 2011
    24
    Беларусь
    А6С5 2,8 ACK 1997г
    Ещё раз: заряд постоянным напряжением подразумевает наличие этого самого напряжения именно на клеммах АКБ! Не на выходе зарядника, не где-то там до сопротивления, после сопротивления, а на клеммах! Именно так и работает зарядка генератором. И при таком способе обеспечить малые токи - невозможно!
    ps Прекращаем. Бесполезно.
     
    dmvoloshin нравится это.
  19. dmvoloshin

    dmvoloshin Наблюдатель

    7 мар 2008
    1.276
    Курская обл.
    VW Transporter T4 HL 1.9
    Статья написана "эффективным менеджером" возможно с образованием подразумевающим знание предмета.
    Однако, зачастую, образование, как в прочем и возраст, ума не прибавляет.
    Не стоит серьёзно относиться к подобным перлам)))))))))
     
  20. Canni

    Canni Новичок

    9 дек 2011
    24
    Беларусь
    А6С5 2,8 ACK 1997г
    #20 Canni, 20 мар 2019
    Последнее редактирование: 20 мар 2019
    Вот только печатаются такие статьи обычно в авторитетных изданиях и очень сильно влияют на неокрепшие умы, которые, начитавшись таких вот экспертов, потом соплями брызжут, доказывая, что они заряжают "постоянным напряжением".
     
    benzin и kiryundik нравится это.

Поделиться этой страницей

Загрузка...