Новые технологии активной безопасности от “Audi” Автомобили становятся все более самостоятельными. Многие из них уже помогают водителю справляться с возникшей опасностью. А в будущем электроника научится вообще предотвращать критические ситуации. До конвейера таким системам, по мнению экспертов “Audi”, остался один шаг. ОБИЛИЕ разнообразных электронных помощников порой заставляет задуматься: не чересчур ли важной становится роль компьютера в управлении автомобилем? А ведь инженеры пока специально ограничивают функции искусственного интеллекта. Да, по статистике, 90% аварий в Европе происходит из-за человеческих ошибок. И все же, демонстрируя свои разработки в области активной безопасности, специалисты “Audi” подчеркивают: задача “ассистентов” – поддерживать, а не опекать водителя; предупреждать его об опасности, но не ограничивать в действиях. Для начала специалисты компании напомнили о знакомых вещах, которые уже работают на серийных машинах: активный круиз-контроль, автоматический парковщик, контроль полосы... Зачем? Дело в том, что все это помогает и в создании новых систем. Действительно, если каждая перспективная разработка потребует установки собственного датчика или камеры, то как подводить воздух к двигателю? Ведь почти вся площадь радиаторной решетки будет занята разнообразными электронными “глазами”. На этот мой вопрос инженеры заверили, что стараются максимально использовать уже установленные датчики. И наглядно показали, как это делается. Пластиковый гараж, перед ним стоит сверкающая “А8”. То есть якобы подъехал владелец к дому и собирается поставить машину в бокс. Вылезать из нее в тесном помещении, конечно, неудобно. Да и зачем мучить себя? Можно выйти заранее и нажать на кнопку на брелке. Я, изображая хозяина, так и делаю. В ответ машина неспешно двинулась вперед, попискивая парктрониками. Доехав до дальней стены гаража, она остановилась, закрыла окна, заглушила мотор и моргнула поворотниками: режим охраны включен! Ту же операцию можно проделать в обратном порядке: при нажатии кнопки автомобиль отпирает двери, заводит мотор и, медленно выехав на улицу, замирает в метре от ворот. Представители компании комментируют: для реализации этой системы доработать пришлось лишь программную часть, а лишних датчиков не понадобилось. То же самое касается и новых предупреждающих систем. К примеру, при выезде с парковки видимость нередко оставляет желать лучшего. А если по дороге в этот момент едет другая машина или велосипедист? В этом случае помогут ультразвуковые датчики системы контроля “слепых” зон, установленные по углам автомобиля, а также широкоугольные парковочные видеокамеры. Для проверки сажусь в “А6”, втиснутую на площадке между парой других машин. Инструктор по рации дает команду “препятствию”: вдоль стоянки на хорошем ходу начинает курсировать “Q3”. Включаю задний ход, чтобы выбраться… а на экране, поверх картинки с камеры, загорается красная стрелка. Значит, придется подождать. Через несколько секунд в объективе проносится силуэт кроссовера. Если бы я, не имея электронных помощников, нажал на газ, авария была бы неизбежна. Уже скоро на серийных “Audi” должен появиться задний противотуманный лазер, который будет “рисовать” на асфальте ярко-красную черту, означающую минимально безопасную дистанцию между машинами. Пока все “глаза” экспериментальных камер и радаров установлены в решетке. В будущем инженеры планируют расположить их максимально плотно и компактно, чтобы не ограничивать приток воздуха к мотору. При выезде на “слепом” Т-образном перекрестке система ненавязчиво предупредит стрелкой на экране: слева приближается автомобиль! Пока автомобиль не всегда адекватно реагирует на неожиданное появление пешехода. Но уже сейчас электроника может серьезно снизить риск подобных столкновений, а значит, и смертность на дорогах. Те же ультразвуковые датчики могут выполнять еще одну функцию. Поставив машину вдоль дороги, я привычно “сканирую” окрестности по зеркалам: безопасно ли открывать дверь? Но что произойдет, если водитель забудет осмотреться? Тогда “Audi” предупредит об опасности. Сенсоры могут засечь другую машину на расстоянии около 70 метров. Как только она появляется в поле их зрения, на дверной панели, прямо над ручкой, вспыхивает тревожно-красная светодиодная полоса: дверь открывать нельзя! По такому же принципу работает система предупреждения на перекрестках. Для ее проверки меня загнали в своеобразный туннель: справа и слева все затянуто белой тканью, а впереди Т-образное пересечение дорог. Подъехав к нему, понимаю, что ситуация очень опасная. Ведь едущую наперерез машину я не увижу до последнего момента, когда увернуться от удара уже не удастся. Но и тут система предупреждения не подвела: проанализировав данные с передних ультразвуковых датчиков и широкоугольной видеокамеры, компьютер выдал на экран предупреждение: слева приближается автомобиль. Инструктор просит продвинуть мою машину еще на метр вперед. Так и делаю. В этот момент у нижней кромки стекла вспыхнула алая полоса и загудел зуммер – последнее предупреждение! В будущем подобная система будет использовать не только данные собственных датчиков, но и информацию, полученную по обмену “автомобиль – автомобилю”. По радиоканалу WLAN 802.11p (в Европе в 2012 году собираются ввести на него единый стандарт) машины смогут не только предупреждать друг друга на перекрестках, но и обмениваться данными о дорожной обстановке. Осторожно: пешеход! НО ВСЕ же без новых сканеров и сенсоров в XXI веке не обойтись. К примеру, перспективная система “Pre sense city” использует инфракрасную камеру, совмещенную с лазерной системой для отслеживания как стационарных, так и движущихся препятствий. Анализируя полученное изображение, электронный мозг выстраивает для себя трехмерную картинку, благодаря чему рассчитывает расстояние до объектов. И вот меня заставляют не спеша ехать к имитации пешеходного перехода. Я знаю, что там из-за припаркованной машины должен выскочить манекен ребенка, но инструктор велит не трогать тормоза. Дальше все произошло мгновенно: “ребенок” выскочил, но прежде чем я успел среагировать, затянулись преднатяжители ремней, а машина, замигав аварийкой, сама остановилась как вкопанная. До полной остановки автоматика может затормозить только с 30 км/ч. Но если ехать быстрее, тормоза сработают точно так же, чтобы уменьшить скорость, а вместе с ней и последствия столкновения. Прошу инструктора сделать еще одни проезд, а сам вооружаюсь фотокамерой. В объективе видно, как автомобиль приближается к манекену. Вот они сходятся, и... машина задевает “ребенка” лакированным крылом. Немецкий специалист смущенно пожимает плечами: система пока экспериментальная, предстоит еще много работы по ее настройке... И все же, несмотря на некоторые осечки, прогресс систем активной безопасности внушает оптимизм. Ведь электроника помогает серьезно снизить влияние основной причины ДТП – человеческого фактора. Будем надеяться, что вместо этого мы не получим проблему фактора компьютерного. Пока инженеры успешно балансируют на той грани, где техника содействует водителю, а не пытается его заменить. Хорошо бы, так оставалось и впредь. Денис АРУТЮНЯН, фото автора и “Audi” Мюнхен – Москва klaxon.ru
Здорово!Давно ли самостоятельно паркующийся автомобиль был лишь лабораторным экспериментом,сейчас такой VW Passat уже никого не удивляет..но это игрушки.В статье описаны реальные помощники,инженеры Ауди молодцы!
Очень интересно, хочется попробовать поездить. Интересует один вопрос: а не будет ли отвлекать от вождения эта ноу хау?
Да уж, технологии не стоят на месте. Пошел бы я в науку, может и проектировал бы такие системки Хотя честно говоря, подобные системы уже лет 20 стоят на пилотируемых КА; используются для пристыковки. Система начинает работать с растояния примерно 5 км от космической станции. Но такие "игрушки" стоят мешок денег, а тут на реальной практически обычной машине. Круто!
Кажется что разработчики ауди, впереди планеты всей. Постоянно новинки, все для людей. Обидно за наш автопром.
через лет пять картина маслом: новенькая гарантийная А6 радостно демонстрирует на 3D-панели MMI зрелищный ролик: "хозяйн, S-tronick приказал долго жить, ехать дальше не могу", одновременно услуживо протягивает механической рукой канистру с маслом для залива в 2,0TFSI очередную порцию масла. Чтобы сгладить нервное потрясение владельца, из колонок B&O звучит приятная классическая музыка, а деловитые нанороботы специальными наношвабрами усердно драят подтеки масла из-под крышки ГБЦ"
да вот коллега, я в свое время не запатентовал слоган "Превосходство дружеского общения", теперь бы озолотился
Добрый день ребята , хочу обратится к тем парням кто с пониманием отнесётся к моей просьбе. У меня стоит AUDI 90 , 90 г.в. стоит уже 6 лет , как умерла , умерала медлено . пришлось бросить , купить ддугую машину , вторую третью и так далее . Отдавал её самоделкиным и не один ничнго не смог конкретного скозать , заключения были разные . Вначале заменил топ. насос -говорили нехватант давления , поставили новый . Затем привез с Белоруссии Бошевский впрыск , кстати двигатель NG 2,3, . Потом сказали что гдето подсос воздуха . Суть такова -надо , что завести машинк необходимо раз 20-30 включать зажигание , заставляя топл. насос накачивать бензин и после длительных включений машина заводится . Помогите, финансово отблагодарю человека оказавшего реальную помощь в оживлении старушки , ну очень уж хочется оживить .Мой номер тел +7 96 44 55 66 33 . И всех ребят у кого есть толковые специ помогите . зараннее Всем спасибо .