i 10 мифов про аккумуляторы: разоблачили все!

Тема в разделе "Статьи и обзоры Audi", создана пользователем AudiNews, 16 апр 2021.

  1. AudiNews

    AudiNews Audi-Club Info

    2 мар 2011
    5.861
    А4
    #1 AudiNews, 16 апр 2021
    Последнее редактирование модератором: 17 апр 2021
    Правда ли, что слишком мощная батарея спалит стартер? АКБ заряжается при любой поездке, а на морозе разряжается быстрее, чем при теплой погоде? Батареи AGM нельзя применять на старых автомобилях? — ответили на все вопросы.

    [​IMG]

    Автомобильные аккумуляторы чем-то схожи с велосипедами: по сути, не меняются десятилетиями. Появляются новые технологии, преображается внешность, а внутри всё те же свинец да кислота. Кажущаяся простота пришельцев из прошлого порождает множество небылиц. Разберем самые устойчивые мифы.

    Миф №1. Аккумулятор и батарея — это одно и то же

    Не совсем. Даже совсем не одно и то же. Электрический аккумулятор — это, грубо говоря, два электрода в растворе электролита. А батарея — это группа таких аккумуляторов, соединенных друг с другом. Распространенные 12‑вольтовые АКБ для легковых автомобилей содержат по шесть электрических аккумуляторов, соединенных в батарею последовательно.

    Емкость каждого такого аккумулятора равна емкости батареи! Если на этикетке АКБ написано, к примеру, 75 А·ч, то и емкость каждого из шести аккумуляторов также составляет 75 А·ч. А вот энергия батареи вшестеро выше, поскольку напряжения аккумуляторов суммируются. Точно так же получается, что при последовательном соединении двух АКБ по 75 А·ч в сумме все равно мы имеем те же 75 А·ч!


    Миф №2. При установке на автомобиль батареи большей емкости, чем у штатной, она постоянно будет недозаряжаться

    Нет ни одной причины, которая помешает такой батарее зарядиться полностью. Аналогия простая: если вы зачерпнули стакан воды из ведра или из огромной бочки, то для восстановления исходного уровня жидкости вам потребуется долить из-под крана всё тот же стакан — как в ведро, так и в бочку. Если батарея отдала, например, 1 А·ч, то и вернуть ей нужно 1 А·ч, безо всяких скидок на этикетку.

    Конечно, если установить на машину разряженную батарею, то до ее полного заряда пройдет больше времени, чем потребовалось бы для АКБ меньшей емкости, но после окончания заряда всё нормализуется. А при отказе генератора такая батарея продержится без его помощи дольше, чем «маленькая».


    ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СКАТ ВМЕСТО АКБ

    [​IMG]

    Среднестатистическая стартерная аккумуляторная батарея развивает мощность примерно в 40–45 Вт на килограмм ее массы. Электрический скат умудряется при необходимости выдавать до 150 Вт/кг. Подзарядка ската идет, по всей видимости, в процессе его обеда. А запихнуть его под капот машины вряд ли получится — да и скату там не понравится.


    Миф №3. При установке слишком мощной аккумуляторной батареи стартер может сгореть из-за чрезмерно большого тока

    Даже если установить на автомобиль десяток батарей вместо одной, сопротивление обмоток стартера не изменится, а потому ток, потребляемый им, не увеличится ни на йоту. Закон Ома от емкости батареи не зависит.


    Миф №4. Если на этикетке написано 60 А·ч, то такая батарея может выдавать как ток в 1 А в течение 60 часов, так и 60 А в течение часа

    Ток в 1 А батарея, действительно, сможет выдавать в течение 60 часов (и даже чуть дольше), а вот при нагрузке в 60 А ее на час не хватит. Указанные 60 А·ч — это так называемая емкость 20‑часового разряда. Чтобы прикинуть реальные возможности АКБ, надо поделить заявленную емкость на 20 — в данном случае получится 60/20 = 3. Значит, производитель гарантирует, что в течение 20 часов батарея сможет выдавать ток в 3 А. Чем больший ток вы хотите получить, тем меньше емкость, на которую вы можете рассчитывать. При токе потребления в 60 А емкость такой батареи составит менее 40 А·ч — она продержится меньше 40 минут. А вот при малых токах, напротив, емкость даже увеличится.


    ЧТОБЫ НЕ ИЗДЕВАЛИСЬ НАД СТАРТЕРАМИ

    [​IMG]

    В советские времена на ряде армейских автомобилей строго запрещалось устанавливать автомобильные аккумуляторы большей емкости, чем предусматривала конструкция. Но причиной запрета был человеческий фактор. Если мотор не желал пускаться, неопытные водители часто мучили стартеры до тех пор, пока аккумуляторная батарея не разрядится полностью. Если в броду двигатель глох, то зачастую машину пытались вывезти «на стартере». Последние при этом сильно перегревались и нередко ломались. А чем больше емкость батареи, тем дольше можно было издеваться над электромотором. Именно для защиты стартеров от подобных перегрузок и появилось когда-то армейское требование не устанавливать батареи с емкостью выше «стандартной».


    Миф №5. На морозе батарея разряжается быстрее, чем при теплой погоде

    Ничего подобного: на морозе любые химические реакции, в том числе и саморазряд, замедляются! Поэтому аккумуляторная батарея в теплом помещении разрядится быстрее, чем такая же батарея в холодном гараже. Другое дело, что зимой батарее приходится обслуживать большее число потребителей, чем летом, а стартерные токи сильно возрастают из-за повышенной вязкости моторного масла.


    Правда ли, что слишком мощная батарея спалит стартер? АКБ заряжается при любой поездке, а на морозе разряжается быстрее, чем при теплой погоде? Батареи AGM нельзя применять на старых автомобилях? — ответили на все вопросы.


    Миф №6. Единица измерения емкости — ампер-час

    Очень распространенное заблуждение. Произведение тока на время — это вовсе не емкость, а заряд! Заряд измеряют в кулонах: 1 А×1 с = 1 Кл. Применительно к ампер-часам имеем: 1 А·ч = 3600 Кл. Что касается емкости, то ее измеряют в фарадах: 1 Ф = 1 Кл/1 В.

    Учебники по автомобильной электронике говорят, что емкость аккумуляторных батарей оценивают в ампер-часах. Слова «измеряют» там нет.


    AGM и EFB

    [​IMG]

    AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления аккумуляторов с абсорбированным электролитом, которым пропитаны микропоры сепаратора. Внутреннее сопротивление такой батареи ниже, чем у «жидких» предшественниц; она способна отдавать более высокие токи. Плотно сжатый пакет пластин мешает активной массе осыпаться, что позволяет выдерживать глубокие циклические разряды. Такая батарея может работать хоть вверх ногами. Основные области применения AGМ — это автомобили с системой «Старт-стоп», машины с повышенным энергопотреблением (МЧС, «скорая») и т. п.

    Батареи EFB (Enhanced Flooded Battery — улучшенная батарея с жидким электролитом) были задуманы как дешевая альтернатива AGM для системы «Старт-стоп». Но большого распространения они не получили.


    Миф №7. Кальциевые АКБ предпочтительнее свинцовых

    С таким же успехом можно говорить, что «селедка предпочтительнее рыбы». Значок «Ca» (а то и «Ca — Ca») говорит только о том, что в процессе производства батарей свинцовые пластины легированы кальцием. При этом речь идет о долях процента, а потому термин «кальциевые батареи» носит чисто рекламный характер: по сути АКБ остаются свинцовыми, как и были.


    Миф №8. Автомобильный аккумулятор AGМ емкостью 50 А·ч способен заменить обычный емкостью 90 А·ч

    Нет, не способен. Это то же самое, что приравнять 90 тысяч рублей в тысячных купюрах к 50 тысячам рублей пятитысячными. Если заряд уменьшается почти вдвое, то и потери будут такими же.


    Миф №9. Батареи AGM нельзя применять на старых автомобилях

    Автомобильный аккумулятор AGM заменяет «обычный» на 100% в любых ситуациях. Даже если рассматривать машины «москвичевской эпохи» с электромеханическим вибрационным регулятором напряжения, то и в этом случае автомобильный аккумулятор AGM помрет не раньше обычного, а позже. Максимальное напряжение в бортсети, выше которого возможны неприятности, составляет примерно 14,5 В для обычных батарей и 14,8 В для AGM.


    УСКОРЕНИЕ ЗАРЯДОВ?

    [​IMG]

    Если вместо ампер-часов, обозначаемых «А·ч», вы встретите надпись «А/ч» (на этикетке, в статье, в рекламе — не важно), не связывайтесь с этой продукцией. За ней стоят плохо образованные и безразличные люди, не имеющие элементарного представления об электричестве. Амперы — это и так кулоны, деленные на секунды. А если их еще раз поделить на время, то получится полная ерунда типа «ускорения зарядов». Господа Ампер и Кулон пришли бы в замешательство, увидев такое.


    Миф №10. При любой поездке АКБ заряжается

    Увы — не при любой. Чем холоднее на улице, тем хуже батарея принимает заряд. ГОСТ Р 53165–2008 оговаривает прием заряда при нулевой температуре. Нормальный температурный диапазон для заряда — 0–25 °C. Кстати, это говорит о том, что любая батарея с наружным расположением (как на грузовичке Hyundai Porter) будет в худшем положении по сравнению с любой АКБ «под крышей». Что касается применения термочехлов, то они не являются источником энергии. Бóльшую пользу они приносят в жаркое время года, защищая батарею от перегрева вследствие близкого расположения раскаленного мотора.

    Михаил Колодочкин

    https://www.zr.ru/content/articles/928502-razoblachaem-mify-pro-akkumulyatory/?page=2
     

    Вложения:

  2. zlt

    zlt Живу я здесь

    30 авг 2017
    1.950
    Латвия
    Q7 50TDI 2021MY
    "Разоблачитель" мифов по ходу дела наворотил своих (на самом деле так-же, как разоблачаемые натаскал из интернету) глупостей, столько, что хоть пиши разоблачение на разоблачение :(
     
    quattrosens, nikolya70 и Метаморф нравится это.
  3. quattrosens

    quattrosens Старожил

    21 сен 2010
    17.139
    Франция
    Audi A6C5 2.5tdi/ A7 3.0 bitdi
    AGM батареи на старых авто недозаряжаются 14,5в вместо 14,8в итог сильное снижение срока службы, как и обычныe АКБ при напряжении заряки ниже 14,5в
     
  4. zlt

    zlt Живу я здесь

    30 авг 2017
    1.950
    Латвия
    Q7 50TDI 2021MY
    #4 zlt, 22 апр 2021
    Последнее редактирование: 22 апр 2021
    Нет. Все сложнее. Полный заряд некотрых современных необслуживемых батарей (слово "AGM" не всегда полностью определяет такие батареи, это могут быть Ca-Ca батареи) возможен, да, только при повышенном напряжении.
    Но есть большие НО:
    1) Доля заряда до полного уже единицы процентов, что совершенно не существенно и незаметно в эксплуатации (и никакого явного снижения ресурса).
    2) Такие батареи ОЧЕНЬ боятся перезаряда и сильно теряют ресурс при перезаряде.
    Так что до полной их можно заряжать ТОЛЬКО внешними зарядными устойствами поддерживающие такие батареи и на полную использовать только в современных автомобилях зарядные устройства котрых контролируют ток заряда, температуру аккумулятора и количество запасенной энергии.
    3) Такие батареи так же катострофически не переносят глубоких разрядов.

    Так что такие батареи достойно работают и на старых машинах с неумными зарядными устройствамми, если НЕ подвергать их глубоким разрядам и, ГЛАВНОЕ, не повышать по советам "специалистов" из интернету напряжение генератора. Вопли о том, что аккумулятор помер на старой машине преждевременно типично вызываются несколькими глубокими разраядами, а совсем не небольшой их недозарядкой. Не надо так-же использовать действительно не предназначенные для автомобилей не имеющих start-stop аккумуляторы созданные для старт-стоп. Случается в стремлении к хорошему ставят такие аккумуляторы, потому, что они подороже.
    Не надо.
     

Поделиться этой страницей