В последние месяцы вопросы по автомобильным навигациям звучат на форуме все чаще. Поскольку тема мне близка, попробую ответить на некоторые из регулярных вопросов с помощью этого поста. С 1 января 2007 года Минобороны снимает ограничения на точность определения координат. Для автомобилистов это означает одно: начинается эра дорожной навигации. В течение нескольких лет навигационные устройства в автомобилях на улицах крупных российских городов станут обычной принадлежностью. Возможно, более редкой, чем обычная магнитола, но тем не менее вполне распространенной. В связи с этим могу дать обзор текущего состояния по теме. Типы и модели устройств, перечень изготовителей никак не привязаны к их присутствию сегодня в России. Скоро здесь будут все. Классификация автонавигационных устройств. 1. Штатная система от автопроизводителя. «Живет» на инфодисплее управления машиной (MMI/Audi, Commander/MB, i-Drive/BMW и т.д.). ПЛЮСЫ • Интеграция в автомашину в качестве действительно штатной вспомогательной системы, как и климат, звук, иммобилайзер, стеклоподъемники и т.д. • Не возникает конфликта устройства с интерьером салона. • Надежность в плане отсутствия глюков, работы при любых условиях эксплуатации (температура, тряска), качества приема GPS, замены дилером при мех.повреждениях и т.д. • Крупный (7 дюймов), удобно расположенный дисплей. • Вывод на ТОТ ЖЕ дисплей, куда выводится и другая инфа. Управление с ТОГО ЖЕ дисплея, что и климатом, радио и т.п. • Простой интерфейс, удобство управления. • Работа с TMC, позволяющая учитывать пробки при прокладке маршрутов (пока не в России). МИНУСЫ • Примитивный интерфейс дает мало возможностей. • Негибкая программа. • Негибкая карта (выпускается на год, стоит дорого, установленного неделю назад кирпича на ней не будет) • Невозможность выбора и использования другой, более удобной навигационной программы. • Невозможность выбора и использования другой, более актуальной карты. • Неприспособленность штатного монитора для отображения детализированных изображений (в частности, карт). Монитор имеет всего 234 точки по вертикали. ========================================== 2. Типовое навесное навигационное устройство (Blaupunkt, TomTom, Garmin, Becker и т.д.). Представляет из себя коробочку, вмещающую дисплей 3.5-4.0 дюйма, GPS-приемник, карту памяти с записанной картой. Наиболее продвинутые могут работать в качестве медиаплеера, подключаться к спидометру, обрабатывать TMC-сигнал (для этого надо иметь магнитолу, принимающую TMC). ПЛЮСЫ • Устройства заточены для решения навигационных задач и с этими задачами справляются на очень высоком уровне (скорость прокладки/перепрокладки маршрута, удобство кнопочного управления). • Надежность в плане отсутствия глюков, работы при любых условиях эксплуатации (температура, тряска), ремонта в сервисе и т.д. • Портативны, легко монтируются. Могут переноситься с одной машины на другую, использоваться на мотоцикле, лодке, велосипеде. МИНУСЫ • Малый размер дисплея. • Необходимость запитываться от прикуривателя или решать проблему питания доп.проводкой. Если устройство подключается еще и к внешней антенне GPS, к спидометру, проводов на торпеде становится чересчур много. • Появление в машине ЕЩЕ одного устройства, с ЕЩЕ одной таблушкой, с ЕЩЕ одним пятком-десятком кнопок, которые надо нажимать. • Необходимость ставить/снимать устройство при каждой парковке в общественном месте. • Негибкая карта (выпускается на год, стоит дорого, установленного неделю назад кирпича на ней не будет) • Негибкий софт. Пусть на сегодня он очень хороший, но когда завтра у того же изготовителя появится лучший, перепрошить девайс не получится. • Стоимость. «Правильное» устройство стоит 500-600 долларов, выполняя достаточно скромный набор функций. Дополнение, июнь 2007. Появились устройства по цене порядка 250 долл. от вполне приличных вендоров (пример - MIO 210). ========================================== 3. Типовое встраиваемое устройство (Blaupunkt, Pioneer, Alpine, Kenwood, Carman и т.д.). Выпускается в однодиновом (реже – двухдиновом) размере, что позволяет встраивать изделие в штатную нишу для магнитолы. Бюджетный вариант выполняется в виде магнитолы, на морде которой размещается небольшой дисплей. Более дорогой вариант – располагает выдвижным дисплеем (6.5 дюйма), служащим как для показа карты, так и для вывода информации в режиме прослушивания радио или видеоизображения при просмотре ТВ, ДВД. ПЛЮСЫ • Надежность в плане отсутствия глюков, работы при любых условиях эксплуатации (температура, тряска), ремонта в сервисе и т.д. • Интеграция нескольких функций в одном устройстве (нави+радио+усилитель+ТВ+ДВД+задний вид) – все управляются одним набором кнопок.. • Возможность подобрать устройство, подходящее к интерьеру салона. • Встроенная функция TMC. МИНУСЫ • Необходимость дополнительного монтажа GPS-приемника. • Малый размер дисплея у «магнитольного» варианта при достаточно удаленном от глаз водителя размещении. • «Телевизионное» разрешение выезжающих дисплеев, не вполне подходящее для работы с картами. • Негибкая карта (выпускается на год, стоит дорого, установленного неделю назад кирпича на ней не будет) • Негибкий софт. Пусть на сегодня он очень хороший, но когда завтра у того же изготовителя появится лучший, перепрошить девайс не получится. • Стоимость. «Правильное» устройство стоит 2000-3000 долларов, гораздо больше набора разнородных устройств с теми же функциями, больше даже карпьютера с неограниченными функциями. ========================================== 4. КПК, коммуникатор, смартфон с установленной навигационной программой. Имеет встроенный или требует отдельно докупаемого GPS-приемника. ПЛЮСЫ • Свободный выбор наиболее удобных навигационных программ и наиболее актуальных карт. • Широкая география уже имеющихся в обращении карт. • Получение через GPRS и обработка актуальной информации о пробках, дорожных знаках, перерытых улицах (Мск – Smilink, СПб – probki.net). • Работа ряда устройств в качестве hands-free. • Компактность и мобильность устройства. • Неограниченный набор функций для стороннего (неавтомобильного) использования. • Невысокая стоимость для широкого набора реализуемых функций (12-25 тыр). • Невысокая стоимость навигационных программ и карт (Мск, СПб – в пределах 3 тыр), обилие бесплатных и пиратских материалов. МИНУСЫ • Малый размер дисплея (2-3 дюйма). • Необходимость запитываться от прикуривателя или решать проблему питания доп.проводкой. • Появление в машине ЕЩЕ одного устройства, с ЕЩЕ одной таблушкой. • Количество используемых В ДВИЖЕНИИ функций ограничено и неудобно, поскольку устройство не разрабатывалось специально для автомобильной навигации. • Необходимость ставить/снимать устройство при каждой парковке в общественном месте. • Необходимость самостоятельной заливки, согласования и настройки программ. Конфликты отдельных устройств и отдельных программ, необходимость правок в реестре, патчей и т.д. – не для средних умов и не для занятых людей. ========================================== 5. CarPC - автомобильные компьютеры (TRACER и другие, в т.ч. самодельные). Полноценные ПК, интегрированные в автомобиль. ПЛЮСЫ • Неограниченность реализуемых функций. Только из необходимых или полезных в автомобиле: нави, музыка с CD и HDD, радио, ТВ, ДВД, продвинутый звук, камера заднего вида, handsfree, левая камера для праворулек, видеорегистратор (фиксация обстоятельств ДТП), работа с OBD II. • Широкий набор функций реализован в одном устройстве – позволяет не обвешивать салон разнородными устройствами, требующими индивидуальной установки, питания, управления. • Безопасность использования В ДВИЖЕНИИ при управлении с нарульного пульта (функция в полной мере не реализована даже в штатных и встраиваемых навигациях). • Возможность апдейта железа. • Возможность дополнения имеющегося железа любыми USB, COM и PCI устройствами. • Свободный выбор наиболее удобных навигационных программ и наиболее актуальных карт. • Широкая география уже имеющихся в обращении карт. • Получение через GPRS и обработка актуальной информации о пробках, дорожных знаках, перерытых улицах (Мск – Smilink, СПб – probki.net). • Аппаратная обработка звука по качеству может превосходить наиболее продвинутые серийные «головы». • Приемлемая стоимость для широкого набора реализуемых функций. TRACER от DigitalAuto – от 580 долларов (+ монитор, GPS и прочие причиндалы – еще от 500), самодельные карпьютеры – от нуля и выше. • Невысокая стоимость навигационных программ и карт (Мск, СПб – в пределах 3 тыр), обилие бесплатных и пиратских материалов. МИНУСЫ • Сложность и/или дороговизна монтажа. • Необходимость изменения интерьера, если устанавливается стационарный (невыезжающий) монитор (хотя возможна установка и в козырек, а в жыпах – потолочный вариант). • Необходимость самостоятельной установки и настройки программ (если это не поручено установщикам). • Применительно к набору возможных функций цена разумная, но для того, кому в машине нужна только музыка – карпьютер в 10 раз дороже mp3 магнитолы. Дополнение, июнь 2007. Появились карпутеры all-in-one, монтаж которых не сложнее монтажа магнитолы (пример - Infill G4, двухдиновый карпутер-моноблок со встроенным приемником, усилителем, DVD-приводом, GPS-приемником, сенсорным дисплеем, управлением с рулевых кнопок). Основная масса уже используемых в России автонави – типа 4 (КПК), в меньшей степени - типа 2 (навесные, Garmin). В Европе в основном используются устройства типов 2 и 3 (навесные и встраиваемые нави). Если карпьютеров продается несколько десятков тысяч в год, то типовых навигаций – несколько миллионов. Это неудивительно. Blaupunkt разработал первую в мире автонави еще в 1975 году, когда компьютер не помещался не то что в кармане, а даже не в каждой комнате. Безусловно, и в России со временем в основной массе машин будут стоять типовые навигации от Blaupunkt, TomTom, Becker, Pioneer и других известных профильных изготовителей. По крайней мере, практически во всех «женских» машинах, оборудованных нави, будут нави именно этих брендов. Однако старт навигационной эры в нашей стране пришелся на принципиально иное, компьютерное время. Поэтому можно рассчитывать, что доля навигационных устройств на базе КПК, смартфонов и ПК будет намного выше, чем в Европе. Справочно. TMC (Traffic Messages Channel) – способ передачи оцифрованной дорожной информации параллельно звуковому сигналу в FM-диапазоне (подобно RDS). В России радиостанций, поддерживающих TMC-вещание, сегодня нет.