Прошлогодние испытания систем автоторможения успешно преодолели далеко не все участники. Среди аутсайдеров оказался и Land Rover Discovery Sport. Британцы оскорбились, но выбрали оригинальный способ защиты — пригласили Максима Сачкова на испытания в Великобританию. С этого года в EuroNCAP появилось еще одно испытание для систем AEB — пешеходный тест, а в 2018-м введут велосипедный тест. Парадокс: если на автомобиле установлена система защиты пешеходов (наружные подушки, например, как на Discovery Sport), их отключают. Из-за особенностей в настройках датчиков при столкновении с манекеном или макетом автомобиля на тэтчемских тестах один раз срабатывала подушка для пешеходов и дважды приподнимался капот. Welcome to Thatcham Discovery Sport, который участвовал в прошлогоднем тесте автомобилей с сиcтемами экстренного торможения AEB(Autonomous Emergency Braking), отказался останавливаться перед неподвижным препятствием (ЗР, 2015, № 6). Это был провал. — Мы требуем сатисфакции! И приглашаем вас убедиться в том, что наш автомобиль умеет самостоятельно тормозить. Отказываться было невежливо и даже глупо — когда еще выпадет возможность посмотреть, как проводят такие тесты за рубежом? Волновало и другое: вдруг в нашей методике есть недостатки и надо срочно что-то менять? Беспосадочный перелет до Лондона, далее час с небольшим на автомобиле — и я перед воротами бывшей базы ВВС США. Ныне это полигон независимой организации Thatcham Research — члена EuroNCAP и одного из лидеров в испытаниях систем безопасности. Так выглядит разобранная по частям испытательная установка. Под плотным чехлом — силовой каркас, напоминающий надувную лодку. В задней части — поролоновая вставка с элементами, отражающими сигнал радаров. — Добро пожаловать в Тэтчем! — директор по научно-исследовательским работам Мэттью Эйвери протянул мне большую ладонь. — Наш центр занимается испытаниями систем пассивной и активной безопасности, а также оценивает эффективность охранных систем и стоимость восстановления автомобилей после аварии. И автопроизводителям, — тут мистер Эйвери победно окинул взглядом представителей марки Land Rover, — мы постоянно внушаем: если хотите заработать пять звезд по нормам EuroNCAP, вам нужно еще чуть-чуть подтянуться. Поэтому они нас не любят. Мы постоянно повышаем планку, чтобы стимулировать прогресс и сохранять человеческие жизни. Финансами нас поддерживают страховые компании Великобритании, а у автопроизводителей не берем ни фунта. Поэтому смело говорим о результатах тестов всю правду. Больше активности В последнее время в области пассивной безопасности прорывных идей мало — не появляются принципиально новые устройства для защиты водителя и пассажиров, не растет число подушек безопасности, кузов не столько усиливают, сколько облегчают. Приоритет смещается в сторону средств активной безопасности — систем, предотвращающих аварии. Их еще называют умными помощниками водителя и обозначают аббревиатурой ADAS (Advanced Drive Assistance Systems). Счет ассистентовидет уже на десятки — от системы курсовой устойчивости, которая давно воспринимается как нечто естественное и привычное, до системы аварийного торможения, которая, если верить статистике, на 38% снижает риск гибели и тяжелых ранений. Для будущих испытаний, например моделирования столкновений на перекрестках или лобовых ударов с небольшим перекрытием, разрабатывают более сложные установки. Это уже не просто корма автомобиля, а полноценный трехмерный макет из пенопласта. Сейчас англичане шлифуют радиолокационные и визуальные характеристики. Одна из сложностей — нужно затенять радарное отражение металлической платформы, на которой базируется пенопластовый кузов с тентом. Системы автоматического торможения сложны не только для разработчиков, но и для испытателей. Прописать сценарий (процедуру, как принято говорить у профессионалов) испытаний — это лишь полдела. Чтобы оценить, насколько хорошо отлажена система, нужна установка, имитирующая автомобиль или хотя бы его заднюю часть. Thatcham Research обзавелся первыми подобными установками чуть более пяти лет назад — то были надувные «автомобили». Потом экспериментировали с силуэтом задней части машины, который подвешивали сбоку на тягач для проверки систем AEB в динамике. Но многие системы воспринимали эти и другие муляжи неоднозначно — электроника не всегда идентифицировала макет как автомобиль, а потому тестовая машина нередко «приезжала» в мишень. В установке последнего поколения учли все недостатки. Для этого специалисты организации протестировали десятки автомобилей, собрав статистику по радиолокационным и визуальным характеристикам. Нужно было правильно разместить радиолокационные маячки, чтобы макет отражал сигнал радара подобно тому, как это делает автомобиль. Ведь силуэт автомобиля формируется не только металлическим кузовом — на корме десятки мелких элементов, по которым видеокамеры распознают, действительно ли впереди автомобиль. Система оценивает габариты, «видит» колёса, фонари, номерной знак, заднее окно с проглядывающими через него элементами салона. Не с пустыми руками Я показал фотографии нашей испытательной установки, участвовавшей в тесте систем AEB, и попросил указать на недостатки. Понятно ведь, что она небезупречна, ведь это наш первый опыт. Это не могло не отразиться на четкости работы систем автоторможения некоторых автомобилей, поскольку алгоритмы у каждой модели свои: управляющая программа и закачанные в электронные мозги базы образов в значительной мере определяют эффективность срабатывания. И чем совершеннее AEB, тем четче она распознаёт, чтó перед капотом — автомобиль или муляж. Ведь на скоростной трассе экстренное торможение по ложной причине не менее опасно, чем не предугаданная вовремя реальная возможность столкновения. Колин Гровер (Colin Grover) — главный технический специалист организации Thatcham Research. Он входит в состав технического комитета EuroNCAP, занимающегося разработкой тестовых процедур. Колин — получеловек- полуробот. Стабильность результатов, которую он обеспечивал при демонстрации работы AEB, вызвала у меня приступ белой зависти. С другой стороны, все автомобили были в равных условиях, но одни распознали муляж машины, а другие — нет… Главный технический специалист Колин Гровер внимательно рассматривал фотографии и долго, терпеливо объяснял, чтó надо подправить в конструкции. А потом я случайно услышал, как он говорил коллеге: мол, молодцы, ребята, мы такую установку далеко не с первого раза сделали. Приятно, черт возьми! А наш «булли» мы модернизируем и в ближайшее время соберем новый тест автомобилей, оснащенных системами AEB. Система AEB у Discovery Sport получает информацию от стереокамеры. Она совмещает функции монокамеры и радара — распознаёт объекты и определяет расстояние до них, но хуже видит в дождь, туман и снегопад. Неоспоримое достоинство такой системы в том, что она дешевле радарных. Инженер из JLR заверил меня, что базу распознаваемых образов формировали на протяжении 30 тысяч часов дорожных испытаний. Напоследок я спросил у Колина, часто ли у них бывает так, что система автоторможения не видит препятствие и не срабатывает. — Случается. Например, из-за того, что вокруг нет ни дорожных знаков, ни автомобилей. И рельеф плоский — аэродром всё-таки. У систем снижается чувствительность, и происходит столкновение. А иногда АЕВ выключается при повторных испытаниях, потому что… не может быть у здравомыслящего водителя пять столкновений подряд! Спасибо, Колин, за бесценный опыт. Модернизируем нашу установку — непременно сообщу о результатах. Автор: Максим Сачков http://www.zr.ru/content/articles/901826-ispytaniya-sistem-avtotormozheni/#